Медицина Древней Руси развивалась по трем основным направлениям: народная (ремесленная), попечительство о больных и увечных (богадельни) и храмовая (монастырская) медицина.
С введением христианства при первых монастырях возникали приюты и богадельни, где занимались лечением. В самых ранних документах письменности встречаются указания на существование лечцов. В это время в области санитарии, гигиены – общественной, пищевой и личной большую роль играет русская баня, благоустройство городов (на примере города Новгорода).
Медицина в Московсковском государстве характеризуется началом становления государственной медицины, которая начинает формироваться наряду с народной и монастырской медициной. Данный период был временем чрезвычайно широкого распространения заразных заболеваний.
В связи с этим значительное внимание уделялось противоэпидемическими мероприятиями. Отдельные предписания и правила по бытовой гигиене большей частью включались в книги общего содержания. Выпускались рукописные «травники» и «лечебники».
Большая роль в организации медицинской помощи населению принадлежала боярину Ртищеву. Он выдвинул предложение о заключении воюющими государствами соглашения о сохранении жизни раненных и уходе за ними, основал в своих домах две гражданские больницы – богадельни. В этот же период времени появились первые госпитали.
Государственного органа, руководившего медицинским делом, не было.
В некоторой степени эти функции выполнял Аптекарский приказ. Первая устроенная аптека в России при Иване Грозном имела назначение «про государя». Лишь позднее к пользованию аптекой стали допускаться также ближние бояре. Позднее была открыта вторая аптека – «нижняя» (в отличии от «верхней» – царской), с вольной продажей «всяких чинов людям», но население и боярство предпочитало пользоваться «зелейным рядом» и лавками знахарей.
В середине 17 века в Московсковском государстве началось планомерное обучение врачебному делу. Указом _______царя Алексея Михайловича при Аптекерском приказе была создана лекарская школа «костоправного дела». Обе школы не были постоянными учреждениями. С прекращением войны и эпидемии чумы они были закрыты.